В рамках феста Ayol Yo’li мы провели комьюнити-ток, где поговорили об инструментах гражданского активизма. Участни_цы встречи делились своим опытом активизма в медиа, обращений в госорганы онлайн и офлайн, а также опытом использования платформы Xalq Nazorati. Результаты обсуждений мы собрали для вас в памятку, чтобы инструменты активизма и взаимодействия с государством стали понятнее и реалистичнее.
Медиа-активизм: помогать можно как
с тысячей, так и с десятками тысяч подписчиков
Ширин Юсупова ведет блог с тысячей подписчиков и репостит информацию о приютах для бездомных животных, которым нужна помощь. В сторис она делится реквизитами для сбора денег. Люди часто не переводят деньги по номеру карты, потому что его невозможно скопировать из инсты — Ширин решает эту проблему, отправляя номера карт приютов в директ, чтобы их было удобно скопировать. Часто она напоминает о том, что регулярность пожертвований важнее их величины. На встрече озвучили идею раз в месяц перечислять в приюты кешбэк с Soliq — сумма небольшая и планов на нее обычно нет. Помочь можно не только деньгами — репост в соцсетях тоже имеет значение. Также Ширин рассказала, что о насилии над животными можно сообщить онлайн в Mehr va Oqibat, подробнее мы писали об этом по ссылке.
Сторис Ширин в Инстаграм смотрит порядка 200-300 человек. Можно подумать, что этого недостаточно, но однажды активистке удалось меньше чем за сутки собрать 800 тысяч сумов — почти всю сумму для помощи бездомной собаке.
Ширин Юсупова, помогает бездомным животным онлайн — репостит информацию о приютах, открывает сборы для помощи, делает пожертвования сама и упрощает этот процесс для других. «Если нет возможности задонатить приюту, можно сделать репост в соцсетях — это поможет людям узнать, что в стране вообще есть приюты. Можно предложить отправить номер карты в личные сообщения, чтобы скопировать реквизиты и сделать пожертвование было проще”.
А если вы стали свидетелем жестокого обращения с животными, вы можете написать заявление в Mehr va Oqibat онлайн. Такое заявление написала участница тока Алина, когда увидела в инстаграме видео с блогеркой, которая учила свою дочь, как бить уличную кошку. На следующий день Mehr va Oqibat опубликовали пост, где рассказали, что после получения нескольких заявлений они обратились с ними в правоохранительные органы. При этом участница Нигина рассказала, что по статье о жестоком обращении с животными штраф сейчас маленький, но есть статья за пропаганду насилия путем средств массовой информации. Можно писать заявление по обеим статьям для ужесточения наказания.
Эко-блогерка Мутабар Хушвактова рассказала, что активизм в соцсетях может менять общественное сознание и влиять на работу брендов и госструктур
Делать пикеты в Узбекистане сложно, поэтому Мутабар фотографируется с белыми плакатами, а уже на фото добавляет текст своего высказывания — такие посты в сети набирают больше просмотров, чем на улицах. Недавно завирусился ее перформанс — активистка ходила по улицам города в самодельном платье из полиэтиленовых пакетов. Так ей удалось привлечь внимание к проблеме потребления пластика и в реальности, и в медиа. За два года ведения блога люди стали чаще писать ей о том, что отказались от пластика и влажных салфеток.
Раз в месяц перечислять кешбэк
— идея со встречи №1
с Soliq на благотворительность
В этом году она боролась с неправильной работой поливных фонтанов — ей присылали много видео, на которых из поломанных фонтанов вытекает слишком много воды. После огласки в интернете на проблему обратили внимание власти — так с ней связались работники благоустройства. Теперь у них есть свой аккаунт в Инстаграм, куда можно напрямую обратиться, если вы заметили сломанный или неуместно включенный поливной фонтан.
Госорганы реагируют на происшествия, когда они попадают в интернет, поэтому нужно не бояться снимать фото и фидео и распространять информацию
— инсайты со встречи
Мутабар публично пишет крупным брендам, например, о том, что необходимо придумать экологичную упаковку для их продуктов, и советует всем делать так же. Она считает, большое количество обращений в публичном поле привлечет внимание бренда к проблеме.
Мутабар Хушвактова на своем примере показывает, что активизм в соцсетях может менять общественное сознание и влиять на работу брендов и госструктур
«Я веду блог два года — и все больше людей пишут, что отказались от пластика и влажных салфеток. На посты о неправильной работе поливных фонтанов отреагировали власти, теперь по этой проблеме можно обратиться к работникам благоустройства через отдельный аккаунт в инсте. Крупные бренды также реагируют на обращения в соцсетях, если их много, — так мы можем сделать их экологичнее.
Здорово, когда люди замечают проблемы и пишут с этим мне, но хочется, чтобы они уже не просто снимали из окна, как вырубают деревья, и отправляли блогерам. Я хочу, чтобы они шли туда и решили эту проблему на месте сами,
— Мутабар Хушвактова (urikguli )
Тема экологии в контексте экономии воды или спасения Арала формально не вызывает возражений, и она на слуху. Выделенная полоса для автобусов, платные парковки, вред бензина Аи80 — менее очевидные и достаточно противоречивые вопросы, которые важно освещать.
Xalq Nazorati: одна проблема — одна заявка и желательно простым языком
Дизайнер и блогер Азамат Шамузафаров подал почти 200 заявок в Xalq Nazorati — это портал, который создал хокимият, чтобы жалобы жителей направлялись сразу в соответствующие ведомства. Для начала работы нужно скачать приложение (Android, iOS). Затем нужно выбрать тему обращения, описать проблему с фото, адресом, предложением. Заявку можно подать по нескольким категориям — от мусора на улице до грубого обращения кондуктора в автобусе. После обработки заявки в приложении отобразится результат — тут вы должны его подтвердить или не подтвердить, в зависимости от того, устраивает он вас или нет. Подтверждать результат, если проблему не решили, нельзя, даже если работник ведомства очень вас попросит. Пользоваться приложением могут не только граждане Узбекистана, но и нерезиденты, живущие сейчас в стране.
Раньше чаще всего Азамат жаловался на стёртую разметку пешеходных переходов, теперь это забетонированные деревья из раздела экологии. В таких заявках важно точно объяснить, где находится переход или дерево, сделать это можно с помощью фото. Еще Азамат не советует оставлять много заявок в рамках одной локации — лучше дождаться, когда решат одну проблему, а потом заявить о следующей. Также важно описать в заявке одну жалобу, чтобы перед исполнителями стояла одна задача.
Он советует писать заявки на узбекском языке, а если на русском — максимально коротко и простыми словами.
За активное использование платформы Азамату неожиданно подарили планшет от хокимията — оказалось, что он занял второе место в районе по количеству поданных заявок. Азамат Шамузафаров оставил почти 200 заявок в приложении Xalq Nazorati, и большинство из них решили.
«Нельзя подтверждать результат, даже если исполнитель очень вас попросит. Однако помогать им иногда нужно, например, прикрепить фото забетонированного дерева так, чтобы было понятно, где именно оно находится — в системе локация отображается не совсем точно, и вам могут звонить с просьбой приехать и показать. Лучше сразу писать понятно. При этом стоит понимать, что исполнители часто не компетентны в технических нюансах и могут сделать как попало, поэтому многого от заявок не стоит ждать».
Обращения в госорганы: можно использовать «президентский портал» или формы обращений на сайтах отдельных ведомств
Журналистка Вера Сухина рассказала, как пользовалась президентским порталом, чтобы узнать о бюджете партий на президентский выборах 2021 года и возможности для участия независимых наблюдателей на референдуме в этом году. По ее словам, у каждого ведомства — ЦИКа, Минтруда, любого министерства — на сайте есть своя форма для подачи жалоб и предложений. При этом все они собраны удобно на “президентском портале”, или в “виртуальной приемной президента” — хотя, конечно, непосредственно аппарат президента решением проблем не занимается. Регистрируются на портале президента через OneID, там же в личном кабинете затем можно просматривать весь свой список обращений и их статус.
Право на подачу жалоб и обращений есть у всех граждан и нерезидентов Узбекистана. Такие жалобы можно подать онлайн через онлайн-форму на сайте или офлайн, то есть привезти заявление в приемную ведомства и отдав под подпись. По закону госорган должен рассмотреть все обращения в течение 15 дней, максимум — месяц
— инсайты со встречи №2
Также она рассказала об опыте самоорганизации с соседями — управляющая компания без ведома жильцов заключила контракт с сотовым оператором на установку вышки, чтобы получать за аренду крыши деньги, договор с подписями при этом был составлен липовый.
Для того, чтобы подать заявление в прокуратуру на УК, пришлось собрать подписи жильцов. Тут возникли сложности — кого-то все время нет дома, кто-то боится идти на конфликт с УК из-за долгов. Однако, по ее словам, когда соседи собрались вечером во дворе собирать подписи, это ощущалось действительно здорово. Она советует собирать подписи сразу в нескольких экземплярах, так как заявления можно подавать одновременно в несколько ведомств.
Не обязательно писать жалобы в ведомства “юридическим языком” — важно просто изложить факты. Также не стоит бояться написать не туда, так как по закону госорган должен перенаправить ваше заявление в нужную инстанцию, если решение проблемы не входит в его компетенцию.
Обращения в правоохранительные органы: почему 102 лучше, чем участковый
Активистка проекта НеМолчи.uz Нигина Худайбергенова рассказала о своем опыте взаимодействия с сотрудниками ОВД — особенно в контексте подачи заявлений на бытовое насилие. По ее словам, многие в таких случаях спешат обратиться к участковому, однако это не всегда эффективно, как и обращения на горячие линии, которые все равно перенаправляются в 102. Лучше звонить напрямую в 102: такое заявление точно будет зафиксировано.
Нигина напоминает о том, что если вы хотите сообщить о преступлении как свидетель, стоит помнить о вероятности штрафа за ложный вызов в размере 450 тысяч сумов. Такое может произойти, если соседка, пострадавшая от насилия, не согласиться давать показания против супруга. Она советует обращаться в 102 с жалобой на нарушение общественного порядка соседями, если речь идет о домашнем насилии. Это то, что касается вызывающего напрямую, и обвинить его в ложном вызове здесь будет непросто.
450 тысяч сумов — штраф за ложный вызов. Если вы стали свидетелем домашнего насилия, лучше вызывать ОВД с жалобой на нарушение общественного порядка, а не само насилие, чтобы действовать в пределах своей компетенции
Блогерка Мутабар Хушвактова добавляет, как обратилась в ОВД с жалобой на оскорбления в инстаграме от подписчика. Несмотря на то, что участковый пытался отговорить ее оставить заявление, она добилась того, что его приняли. Кроме этого, она взяла номер участкового и регулярно требует от него отчета о тому, как движется ее дело.
Нигина также советует при подаче заявления делать его в нескольких экземплярах, а потом требовать от принимающего поставить на вашем экземпляре подпись, его фамилию, дату, время и телефон. Также она напоминает, что физические лица пока не могут обращаться в правоохранительные органы за другое лицо, но это могут сделать общественные организации.
Хорошо знать свой ближайший опорный пункт милиции и подстанцию скорой помощи
Еще база от Нигины: если пишете заявление, то надо запастись терпением и все фотографировать. Всё что записывается с ваших слов, нужно перечитывать. Вы имеете право на сотрудника, понимающего язык, на котором вы говорите. Если такого сотрудника нет, то можно перевести дело в другой район. Нельзя доверять гибридным вариантам перевода, когда “уборщица вам переведёт”. Против несовершеннолетнего не может возбуждаться дело в отсутствии опекунов или родителей, ни при каких процессах он не должен оставаться один. Несовершеннолетний вправе отказаться от очной ставки с родителем, который обвиняется в физическом или сексуализированном насилии против него.
Митинги и пикеты: формально право есть, но реализовать его сложно
Активист канала “Бессмертный полк” Тимур Исмаилов, уже несколько лет отстаивающий в судах конституционное право на мирные собрания, митинги, шествия и демонстрации, рассказал, что законодательного запрета на их проведение нет. Более того, право на их проведение гарантирует нам Конституция. Но есть нюансы — единственный закон, регулирующий, как именно должны проводиться подобные мероприятия, еще советский, и правоохранительные органы и другие инстанции его попросту игнорируют. Согласно нему, о митингах нужно подавать уведомление в госорганы за 10 дней, а затем требовать перекрытия улиц.
Отдельного закона, принятого бы в годы независимости и регламентирующего проведение митингов, в стране все еще нет. Проект такого закона появился в 2019 году, но с тех пор все еще дорабатывается. Если он будет принят в той редакции, которая есть сейчас, говорит Исмаилов, он будет категорически репрессивным, с разрешительным порядком проведения митингов, что будет выгодно властям, но не выгодно гражданам. По его мнению, в ближайшее время он принят не будет, так как это повредит международном уимиджу Узбекистана.
Одиночный пикет — это не митинг. Понятие пикета вообще не прописано в законодательстве, однако правоохранительные органы все равно считают это нарушением и задерживают.
Также Тимур напомнил о том, что массовые мероприятия — это не не то же самое, что митинги и демонстрации. Собираясь в количестве до 100 человек, вам не нужно никакого разрешения на такое собрание собрания.