Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад за 2021/22 года о ситуации с правами человека в мире. Мы сделали короткий пересказ главы про Узбекистан.
Тем реформ замедлился
А в некоторых сферах прав человека ситуация откатилась назад. Активисты сообщали о слежке накануне президентских выборов, на которые не были допущены независимые кандидаты. Деньги из госфонда на борьбу с коронавирусом — $1 млрд — были распределены непрозрачно. Захват власти «Талибаном» в соседнем Афганистане привел к новому росту озабоченности по поводу радикального ислама.
Свобода выражения мнений под угрозой: новые и действующие ограничивающие статьи УК
В проекте нового УК сохранились статьи о клевете и оскорблении, а также расплывчато сформулированные статьи об изготовлении и распространении «материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма». В марте оскорбление президента стало преступлением, караемым пятью годами лишения свободы. СМИ прибегали к самоцензуре и работали в условиях всё новых ограничений, в том числе законодательных.
Антикоррупционный блогер Отабек Сатторий, обвиняемый по статьям о вымогательствам и клевете, в зале суда. Фото: Газета.uz.
Гендерное насилие — нет системной статистики
Насилие в отношении женщин, в том числе домашнее, носило повсеместный характер, однако комплексной статистики в стране не было. В январе МВД опубликовало данные по охранным ордерам, выданным в 2020 году, когда они впервые появились. В общей сложности такие ордера были выданы 14 774 женщинам, 73% из которых получили их из-за физического и других видов домашнего насилия.
Тем не менее, в июне министерство отклонило запрос НеМолчи.уз, которые просили опубликовать информацию о возбужденных делах в связи с насилием над женщинам. МВД назвало это «нецелесообразным».
Принудительного труда становится меньше
В январе МОТ сообщила о «значительном прогрессе» в искоренении нарушений при сборе урожая хлопка. Сообщалось лишь об отдельных случаях использования детского труда, а доля сборщиков хлопка, работавших под прямым или косвенным принуждением, по сравнению с предыдущим годом снизилась на треть — в этом году это число составило 80 тысяч человек, подавляющее большинство из которых женщины.
Представители ЛГБТИК+ продолжают преследоваться властями
«Мужеложство» остается преступлением, причём и в новой редакции Уголовного кодекса. В ответ на запрос издания Qalampir.uz в апреле МВД сообщило, что 49 узбекистанцев отбывают срок в колониях по этой статье и что с такими заключенными регулярно проводится «психологическая работа», чтобы подобные «правонарушения» не повторялись. С 2016 по 2020 год по статье «мужеложство» были привлечены к уголовной ответственности 44 узбекистанца.
Свобода вероисповедания: новый закон и некоторые улучшения
В июле без предварительного общественного обсуждения вступил в силу новый закон «О свободе совести и религиозных организациях». В нём произошли некоторые улучшения — упрощён порядок регистрации религиозных организаций и исчезли административные наказания за ношение религиозной одежды в общественных местах.
В том же месяце пять Специальных докладчиков ООН выразили беспокойство по поводу сохранившегося запрета на миссионерскую деятельность и религиозное образование, не санкционированное государством, а также по поводу фактической цензуры религиозной литературы.
Законодательство против пыток совершенствуется, но системные проблемы остаются
В проекте нового УК определение пыток приведено в соответствие с рекомендациями органов ООН. Однако сохранились спорные положения, допускающие истечение срока давности, амнистию и «примирение» между потерпевшим и преступником. В июне появились дополнительные гарантии неприменения пыток, включая создание при уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека «общественных групп» по мониторингу колоний.
Тем не менее, независимые эксперты по правам человека все еще выражают беспокойство по поводу того, что институциональные проблемы так и оставались нерешёнными, пытки под стражей применялись повсеместно, хотя о них реже становилось известно. В колонии «Жаслык», возможно, остается до сотни заключенных.
Свобода собраний и объединений все еще ограничивается
В проекте нового уголовного кодекса сохранились статьи о нарушении неправомерно жестких правил проведения публичных собраний и о «незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций», предусматривающие лишение свободы.
Неправительственные организации и особенно политические партии по-прежнему сталкивались с отказами в регистрации из-за незначительных или спорных технических нарушений.