Текст: Ширин Юсупова
Редактура: Алина Олимова
Фото: Ксения Горбачева
Qizlar — первый в Узбекистане самоорганизованный коллектив криэйторок. Они проводят фестивали, лекции, комьюнити-токи, сотрудничают с родственными организациями из Центральной Азии и повышают видимость локальных авторок и криэйторок. Девушки рассказали о коммуникации внутри команды, сотрудничестве с местными организациями и о том, почему женщинам важно объединяться и создавать знания и продукты для женщин.
Комьюнити женщин уже существовало, его нужно было просто сформулировать: как появился коллектив
Идея объединиться в коллектив пришла спонтанно, весной 2022 года, когда девушки в большем составе общались во дворе дома, обмениваясь идеями и опытом. Оказалось, что все девушки творческие, и, так или иначе экспертны в своем деле.
Тем не менее в большинстве творческих организаций и инициатив лидируют мужчины. Так, девушкам пришла идея объединиться в коллектив и объединять женщин: создавать продукты, знания и возможности для женщин, повышать видимость местных авторок и криэйторок, снижать градус мизогинии в обществе. По словам Азизы Кадыри, творческое комьюнити женщин на тот момент уже существовало, его нужно было просто сформулировать.
Безопасный чат для девушек почти на 200 человек, опыт работы со «Стихией», однодневный фестиваль для девушек: что уже сделали Qizlar
Qizlar создали закрытый и безопасный чат в Телеграм, который насчитывает уже почти 200 участниц. Среди них художницы, программистки, диджейки, журналистки и просто те, кому хочется иметь комьюнити единомышленниц.
В чате можно найти работу, пристроить кошку, разместить вакансию или рекламу и просто поболтать. Чат закрытый — необходимо написать модераторкам в Инстаграм c просьбой о вступлении в чат.
Какое-то время девушки проводили ежемесячные встречи Книжного клуба. Участницы голосовали в чате за «книгу месяца» и через пару недель встречались за обсуждением в кафе. Сейчас проект на паузе и выйдет в следующем году в обновленном формате. Девушки размышляют, что Книжных клубов может быть несколько и они могут разбиваться по тематикам. Одним из форматов будет более закрытое и горизонтальное пространство, где можно будет делиться личными переживаниями, и каждая участница сможет сама инициировать и модерировать встречи. Присоединиться к Клубу можно будет заранее ознакомившись с правилами.
В прошлом году 8 марта Qizlar в дружественном пространстве 139 Documentary Center провели большой фестиваль Qiz Gap — посетили его по меньшей мере 300 человек.
На фестивале были лекции от эксперток о правах женщин, женском предпринимательстве и сексуальном здоровье, арт-практики, мастер-класс по бисероплетению, настольные игры, а вечером DJ-сеты от местных диджеек. Соседнее помещение оборудовали под мейкап-зону и уголок с мерчем Qizlar, где также продавались открытки от местных художниц.
Раз мы не можем выйти на марш в этот день, то мы хотя бы поговорим о наших правах в экологичном и безопасном пространстве,
— Qizlar о фестивале QizGap, приуроченном к Международному женскому дню
Для ежегодного фестиваля электронной музыки «Стихия», который проходил в этом году в пустыне, Qizlar разработали эко-повестку. За три недели по концепции Qizlar друзья-сварщики собрали инсталляцию из трех видов «деревьев» из арматуры — на них призывали вешать мусор, сортируя по трем видам: алюминий, пластик и полиэтиленовые пакеты. Для органического мусора стояли отдельные баки.
Помимо инсталляции коллектив разработал визуальное сопровождение для экоповестки: плакаты с инструкцией к сортировке мусора, стикеры с призывом «бросать бычки в урну», использовать многоразовые стаканы и экономить воду. За «свой стакан» в баре даже полагалась скидка. Но не все прошло гладко — возникли проблемы в организации фестиваля и распределении обязанностей на месте. Эко-повестка оказалась не приоритетной и девушкам пришлось практически в одиночку сортировать оставшийся после фестиваля мусор и грузить его для завода по сортировке.
Теперь участвовать в фестивалях в подобном формате Qizlar будут только при готовом решении с политикой сокращения отходов и полностью своей командой подрядчиков.
Признание любого опыта женщин и повышение их видимости: проект Ayol Sevgi
Ayol Sevgi — самостоятельный проект в рамках Qizlar, посвященный видимости женского опыта. Истории и опыт женщин от первого лица публикуются в Telegraph и Инстаграм, при желании анонимно, и сопровождаются фотографиями, иллюстрациями, коллажами. Уже собрано как минимум 15 историй женщин: о владелице необычного цветочного бизнеса, журналистке, занимающейся правами людей с инвалидностью, о девушках, чьи родные перенесли рак молочной железы.
В медийном пространстве транслируются две модели: женщина либо находится в позиции жертвы, либо это «успешный успех». Через Ayol Sevgi мы хотим показать, что каждая женщина, девочка, девушка с опытом, который она проживает, априори ценна, как и её история,
— команда Qizlar о проекте Ayol Sevgi
По словам девушек, мужчины в карьере чувствуют себя достаточно уверенно: они легко просят повышения, «знают цену» своему труду и быстрее продвигаются. В то же время женщинам с идентичным или даже большим опытом и навыками сложнее заявить о себе и своих заслугах, — не всем хватает уверенности признать свою компетентность.
Также, из-за превалирующего числа мужчин в творческой индустрии, в медиа часто транслируется сексистская реклама, а видимость и вклад самих женщин пропадает. Проект Ayol Sevgi как раз направлен на повышение видимости женщин в индустрии и признание любого их опыта и достижений.
Объединение и солидарность — самое ценное, что есть в Qizlar: горизонтальная структура и роли внутри команды
Внутренняя работа Qizlar построена по принципу горизонтального управления — это самоорганизующаяся команда людей, где нет главного или подчиненного. Каждая берёт на себя те обязанности, которые захочет: перевести и отредактировать текст, сделать визуал или иллюстрацию для статьи, опубликовать материал или представить коллектив на мероприятии.
Звучит заманчиво, но девушкам порой непривычно из-за прошлого опыта работы в иерархической системе управления. Почти все они так или иначе работали в организациях: в диджитал-агентстве, айти-компании или продуктовом сервисе с вертикальным менеджментом и командой, состоящей почти полностью из мужчин. Поэтому оказаться в женском, лояльном коллективе, где нет жестких обязанностей и столько свободы и доверия — очень непривычно.
Настя Север — исполнительная директорка. Занимается координацией и коммуникациями как внутри команды, так и вовне. Она управляет проектами, занимается стратегическим планированием, ведением бюджета и бюрократическими аспектами работы коллектива. София Сейтхалил — фотографка и графическая дизайнерка. Занимается курированием текущей деятельности проектов, медиацией внутри команды, стратегическим планированием и визуальными коммуникациями. Мутабар Хушвактова — экоактивистка, экоблогерка, переводчица и молодая мама. Алина Олимова — иллюстраторка, графическая дизайнерка и редакторка. Азиза Кадыри — мультидисциплинарная художница, дизайнерка иммерсивных опытов и координаторка коллектива. Она занимается фандрайзингом, стратегическим планированием, формулированием концептуальных рамок, внешними коммуникациями и партнерствами. Юлия Саатова — графическая и бренд-дизайнерка. Занимается визуальными коммуникациями и координацией проектов. Диёра Тухтамуратова — активистка и переводчица.
У нас есть безопасное пространство в плане окружения, где можно не бояться быть собой, предлагать свои идеи и реализовывать их, не бояться быть осужденной. Объединение и солидарность — самое ценное, что есть в Qizlar. Благодаря этому мы можем очень многое
— Qizlar о своей инициативе
Взгляд на деколониальность и важность сохранить идентичность и культуру страны
Девушки позиционируют себя как деколониальные феминистки и деколониальное сообщество. Они сами учатся создавать деколониальные знания и разбираются в этом.
Qizlar опасаются, что волна приезжих специалистов может вызвать новый поток колониальных продуктов и мышления, но они не против обменяться знаниями и опытом с релокантами. Девушки считают, что главное всегда учитывать аспекты проживания в Узбекистане — для них как никогда важно сохранить свой собственный голос, идентичность и культуру страны.
«Постколониальность — это реальность, в которой мы все живем. Ты её не выбираешь. Это сложившиеся исторические обстоятельства, в которых приходится жить. Деколониальность же — выбор каждого, он про внутреннюю независимость делать то, что хочешь, вне контекста, который был тебе навязан», — делится Юлия Саатова.
Деколонизация — это процесс, при котором страны, ранее находившиеся под контролем других государств, получают независимость.
Деколониальность же, или деколониализм — это школа мысли, которая фокусируется на распутывании производства знания из преимущественно евроцентрической эпистемы. Она критикует воспринимаемую универсальность западного знания и превосходство западной культуры.
Чтобы узбекистанские знания были такими же независимыми и легитимными, как и западные: цели коллектива
По словам девушек, то, чем они пытаются заниматься — это производство деколониальных знаний. И самое главное в этом — добиться того, чтобы знания, произведенные в Узбекистане, были независимыми и такими же легитимными, как и западные знания. Это цель любого деколониального перехода.
Они считают, что производство знания женщинами для женщин позволяет начать борьбу с социальными ограничениями и финансовыми барьерами, которые могут непропорционально сильно затрагивать женщин. Одна из самых сложных задач — обеспечить не только то, что информация дойдет до девочек и женщин, но и сделать эту информацию и знания доступными и понятными, что требует ресурсов на языковой перевод, а также цифровую инклюзию.
Женские самопрезентированные организации имеют большой потенциал для снижения барьеров входа для женщин в определенные индустрии. Они могут показать девочкам и женщинам, что саморепрезентация возможна, и что их опыты ценны сами по себе.
Нам нужны примеры женского лидерства, выходящие за рамки традиционных патриархальных норм и избегающие укрепления устаревших ценностей. Эти примеры должны быть не просто символическими «diversity» мерами. Наша цель — способствовать подлинной инклюзивности и разрушать стереотипные рамки, связанные с идеей вертикальной системы «лидерства»
— подытоживает Азиза Кадыри, участница Qizlar