Когда умер первый президент Узбекистана Ислам Каримов, его портреты сняли со стен руководителей и спустя время заменили фотографиями нового президента. Сидеть под изображением главы государства настолько буднично для чиновников постсоветского пространства, что мы мало задумываемся о том, зачем это нужно и когда началось.
Откуда взялась традиция вешать на стены портреты президента и во сколько обходятся бюджету «новые иконы» — в нашем материале.
Правители многих держав с древности стремились овладеть всей полнотой власти на подчиненных территориях. Одним из проявлений подобной власти была чеканка единой монеты с ликом царя. Технологии чеканки и концепция использования изображения правителя на деньгах в целях пропаганды появилась уже при римских императорах. Так, жители далеких от Рима регионов знали, как выглядит их кесарь.
В Российской империи повесить портрет царя означало в том числе легитимизировать собственную власть — какой бы величины чиновником ты ни был. Тебя на должность посадил тот, кто выше тебя, как и его, как и его, и последним звеном этой цепи был Царь, чья власть, как известно, считалась «от самого бога».
Традиция перекочевала в кабинеты уже советского чиновничества, только членов царской семьи сперва заменили Маркс и Энгельс, за ними Ленин, Сталин, генсеки СССР. Официальных требований к наличию этих «новых икон» не было, но их отсутствие вызывало вопросы. Если за твоим креслом не висят живые или мертвые символы революции, разделяешь ли ты идеи коммунизма, добросовестный ли ты советский гражданин?
С точки зрения чиновника, посаженного на свою должность властью, важно демонстрировать персональную лояльность ко всей вышестоящей вертикали и согласие с курсом правящей партии/семьи/клана. От этого будет зависеть твоя собственная карьера.
Демонстрация лояльности
С точки зрения чиновника, посаженного на свою должность властью, важно демонстрировать персональную лояльность ко всей вышестоящей вертикали и согласие с курсом правящей партии/семьи/клана. От этого будет зависеть твоя собственная карьера.
Также важно помнить, что помимо сугубо карьерных интересов, многие представители власти действительно разделяют курс «правящей партии».
Цитаты лидеров как часть пропаганды в авторитарных странах
Узбекистан считается авторитарной демократией, власть в которой в данный момент сосредоточена в руках президента Шавката Мирзиеева. Одной из базовых основ поддержания стабильности такого режима является формула «20% насилия, 80% пропаганды».
Одной из основ поддержания стабильности авторитарного режима является формула «20% насилия, 80% пропаганды»
Цитаты президента — часть 80% пропаганды, формирующей красивую картинку новой идеологии «третьего ренессанса», которая станет залогом светлого будущего и которая оправдывает некоторые нелицеприятные действия власти в настоящем. Постоянная же демонстрация новой «национальной идеи» должна приучать людей к новой реальности, даже если эта реальность остается во многом старой.
Портреты президента, расположенные рядом с его цитатами, должны легитимизировать конкретно его, формируя образ борца за новое светлое будущее, на котором завязано целеполагание и постановка задач. В конечном итоге такая формулировка приводит к хорошо известной по примеру России формуле «царь хороший — бояре плохие».
Висящие в школах, поликлиниках и институтах портреты являются, по сути, традиционным чинопочитанием, отсылающим к самому влиятельному человеку в существующей вертикали власти. В 2016 году они сменили портреты Каримова, висевшие там за 25 лет до этого.
Общая стоимость портретов в стране может превышать 5 млрд сумов
В 2020 году хокимият Ташкента закупил почти 5 тысяч портретов президента на 1 млрд сумов. Половина из них покупалась по 140 тысяч, а вторая по 200 тысяч сумов — стоимость зависит от размеров. Покупка портретов в розницу у того же поставщика оказалась дороже.
По состоянию на 2021 год, в Узбекистане числится 39 тысяч государственных управленческих штатных мест. Это руководители и их замы, и в кабинете каждого из таких людей не должен, но обязан быть повешен глава государства.